назад

Символ Веры

Православной Кафолической Церкви


1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.


Соотношение слов Символа Веры со Священным писанием.

1. Верую (Евр.11:1–6, Рим.10:10) во единого (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4–6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2–10, Пс.2:7–12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1–2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Вседержителя (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7–12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11–12, Мф.19:4) видимым же всем и невидимым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6–7, Кол.1:16).

2. И во единого Господа (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31–32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7–12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Единородного, (Прем.7:21, Ин.1:14–18, Ин.3:16–18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рожденнаго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22–23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10–17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4–9, Ин.8:12, 1Ин.1:5–7), Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), единосущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16–17, Евр.1:10–12).

3. Нас ради человек (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4–8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спасения (Мк.1:14–15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4–6, 1Тим.2:4–6) сошедшего с небес (Ин.3:13), и воплотившагося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20–23, Лк.1:30–35,43), и вочеловечшася (Ин.2:2–3, 11:35, 1Тим.2:5).

4. Распятого же (Мф.26–27, Лк.22–23, Ин.18–19, Ин.10:17–18), за ны (1Пет.3:18–19, Гал.2:19–20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14–15, Рим.8:1–4, Флп.3:10) при Понтийстем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и страдавша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17–34, Лк.23:35–40), и погребенна (Дан.9:25–26, Мф.27:63–66, Мк.15:37–47, Мф.12:39–40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).

5. И воскресшаго (Мф.16:21–23, Мф.26:32, Лк.24:36–45, Ин.20:19–27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39–40, Мк.16:2) по Писанием (Ис.53:5, 1Кор.15:3–4).

6. И возшедшаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одесную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62–64, 16:19, Евр.8:1).

7. И паки грядущаго (Ин.5:28–29) со славою (Мф.24:27–30, Мф.25:31–34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7–10, 2Кор.5:10) живым и мертвым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25–29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Царствию не будет конца (2Цар.7:12–13, Лк.1:33).

8. И в Духа Святаго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5–8, Деян.13:2), Господа (Деян.5:3–4), Животворящаго (Ис.11:1–3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14–16,26), Иже от Отца исходящаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (Мф.28:19, Ин.16:13–15, Пс.32:6, Деян.5:3–4, 1Кор.12:3), глаголавшего пророки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).

9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5–6, 17:14–20, Еф.3:21, 5:25–27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Соборную (Деян.1:15–26, 6:1–5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апостольскую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19–20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10–11, 3:10) Церковь (Мф.18:17 — количество, Деян.11:26, 1Кор.1:2 — место, Еф.4:11–12 — разные призвания, 1Кор.12:29 — не всем дары учительства, Деян.14:23, 1Тим.5:22 — рукоположение, Деян.8:17–18, 20:28, 2Тим.1:6 — дар Духа Святого).

10. Исповедую едино крещение (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11–12, 1Кор.1:16) во оставление грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38–39, 22:16, Рим.6:3).

11. Чаю воскресения мертвых (Мф.27:52–53, Лк.7:11–15, 8:41–56, Ин.5:25, 6:54, 12:1–11, 1Кор.15:12–14,19–20,41–53).

12. И жизни будущаго века (Мф.13:43, 25:41–46, Мк.9:47–48, Лк.20:34–38, 1Кор.15:41–42, Откр.20:14–15). Аминь (истинно так).

***


Си́мвол ве́ры (греч. σύμβολον) — система основополагающих догматов христианского вероучения. Термин происходит от древнегреческого наименования документов данного рода.

В христианстве под символами веры традиционно понимали краткое изложение догматов Церкви.

Апостольский Символ веры

Самым ранним символом веры, которому было дано собственное название, был Апостольский Символ веры. Христианское предание приписывает его всем двенадцати апостолам: якобы каждый из них сказал одно предложение этого символа веры. Само такое приписывание вряд ли верно, но Апостольский Символ веры сам собой довольно старый; скорее всего он был составлен на основе катехизиса, используемого в крещении взрослых, и в этом виде он мог быть составлен во II веке. Апостольский Символ веры, скорее всего, был сформулирован в противовес докетизму и другим аналогичным идеям.

Никео-Цареградский Символ веры

Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году (см. Никейский Символ веры); в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Цареградского Символа. Никео-Цареградский Символ веры унаследовал основные свои положения из Апостольского Символа веры. Кроме того, в него Первым Вселенским собором добавлены положения из христологии и о Троице, ставящие своей целью отторжение арианства (в частности, отдельным решением Первый Вселенский собор установил, что арианство является ересью).

Никео-Цареградский Символ веры используется как в православии, так и в католичестве. В последнем случае обычно с дополнением «филиокве» (указанием на нисхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына»). Филиокве обязательно в латинском обряде Католической церкви (кроме греческого языка богослужения), однако в ряде Восточнокатолических церквей (например Греческой) филиокве не используется.


Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

назад